header logo 2

Рейтинг:  5 / 5

Star activeStar activeStar activeStar activeStar active
 

Скачать методическое пособие по ритмике Франио Г.С.

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ МОСКВЫ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПО УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ

ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Г.С. ФРАНИО

РИТМИКА

В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МОСКВА

«ПРЕСС-СОЛО»

1997

Работа, представленная в данном выпуске,

Обощает опыт старейшего преподавателя ритмики

ГАЛИНЫ СТАНИСЛАВОВНЫ ФРАНИО,

внёсшей большой вклад в теорию и практику

развития предмета.

СОДЕРЖАНИЕ

Г. ФРАНИО

Программа по ритмике для подготовительных отделений

детских музыкальных школ и школ искусств ……………………………………3

Г. ФРАНИО

Программа по ритмике для I, II классов

детских музыкальных школ и школ искусств ……………………………………17

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РИТМИКЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ

ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ

Ритмика в музыкальных школах входит в систему музыкального воспитания. На уроках ритмики происходит изучение тех элементов выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении.

Основными задачами работы на уроках ритмики являются: воспитание восприятия характера музыки, развитие музыкально-выразительных представлений и творческой активности, воспитание чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и сознательное своение детьми метроритмической структуры музыки.

Работа по ритмике строится на основных движениях: ходьбе, беге, различного рода прыжках, с соблюдением правильного положения корпуса при движении и торможении, метании (преимущественно работа с мячами), на гимнастических (общеразвивающих) упражнениях с предметами и без предметов, тренирующих различные группы мышц, построениях и перестроениях, танцевальных движениях – танцах, играх.

В работу по ритмике входят следующие темы: воспитание восприятия характера музыки, темп, динамика, метроритм, строение музыкального произведения.

Материал изучается концентрическим методом в течение всего учебного года, уроки строятся комплексно.

Часто разные темы прорабатываются на одном и том же музыкальном примере.

На первых этапах работы дети интуитивно воспринимают и передают в движении характер, темп, динамику, метроритмические особенности произведения в различных игровых и творческих упражнениях.

Например, ощущая сильную долю, дети отмечают её хлопками, наклоном корпуса, броском мяча и т.д. (что в дальнейшем поможет им в определении размера), выполняя простейшие ритмические рисунки, они не имеют еще понятия о длительности.

После ряда занятий, выполняемых интуитивно, педагог постепенно знакомит детей с элементами музыкальной речи, подводя их к сознательному освоению музыкальной грамоты.

Педагогу следует с большой ответственностью подходить к подбору музыкальных произведений и их исполнению. Произведения должны быть высокохудожественны, разнообразны, ясны по форме и содержанию, доступны для эмоционального восприятия ребенком и удобны для выполнения движений.

I. ВОСПИТАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ.

 

Методические рекомендации. Прослушав музыку, педагог предлагает детям самостоятельно отобразить её характер в движениях. Это даёт ему возможность выявить детей отношение к данному произведению, а также определить их творческие возможности. Педагог обращает внимание детей на более удачное исполнение. Иногда лучшие варианты повторяются всеми детьми. Так создаются сочиненные детьми и совместно с педагогом игровые упражнения, танцы.

Творческий процесс способствует развитию познавательного интереса. Важно уметь подбирать такие упражнения, игры, пляски, которые формировали бы у детей отношение к окружающему миру, углубляли их представления о жизни, труде, природе. После прослушивания музыки и определения её характера (спокойный, бодрый, веселый и т.д.) педагог показывает детям зафиксированные движения (гимнастические, танцевальные), стараясь добиться правильной реакции на музыку и выразительности исполнения движений.

 

Выразительное исполнение музыки должно способствовать созданию ярких художественных образов, близких и понятных детям и легко поддающимся передаче средствами движения.

Программные требования.

Стимулировать проявления активности и самостоятельности детей в передаче характера музыки с своего отношения к музыкальному произведению через движение.

II. ТЕМП.

Методические рекомендации.

При исполнении музыкального произведения точно соблюдать предложенный композитором темп. Воспитывать у детей умение удерживать нужный темп, что положительно скажется и на занятиях по специальности, сольфеджио, хоровом классе.

Программные требования.

  1. Уметь двигаться в темпе исполняемого произведения.
  2. Узнавать темпы: медленный, быстрый, умеренный.
  3. Уметь ускорять и замедлять темп (игры: «Поезд», муз. Е. Тиличеевой, «Метро», муз. Т. Ломовой, сб. «Музыка в детском саду», выпуск пятый).
  4. Выполнять по памяти ходьбу, бег, ритмические рисунки в заданном темпе после временного прекращения музыки (в знакомых музыкальных произведениях и упражнениях «эхо»).
  5. Сохранять заданный темп в речевых упражнениях (произнесение текста в заданном темпе во время ходьбы или бега равными длительностями).

  1. III. ДИНАМИКА.

Методические рекомендации.

Характер музыки, темп и динамика неотделимы друг от друга, и работа над ними осуществляется в тесном единстве, часто на одном и том же музыкальном материале. Этим темы находят своё выражение в творчестве детей, в импровизациях различных движений под музыку, в свободных танцевальных движениях, а также упражнениях, играх и танцах с фиксированными движениям.

Программные требования.

  1. Ознакомиться с динамическими контрастами в связи со смысловым содержанием прослушиваемого произведения (упражнение «Легкие и тяжелые руки», сб. «С песенкой по лесенке» Т. Бырченко).
  2. Обращать внимание на связь между динамикой и изменением силы мышечного напряжения. На f – движения энергичней, мышечное напряжение больше, затрата энергии значительней, чем на p. На p – легкий бег, на f – бег широким шагом («Экосез» Ф. Шуберта, соч. 18 ля бемоль мажор). Упражнение для рук: «покачаемся с лентами», «маленькие и большие», «крылья бабочки» (сб. «Подарок нашим малышам», изд. «Музыка», Ленинградское отделение, 1975г.).

  1. IV. МЕТРОРИТМ.

Методические рекомендации.

Ритм является одним из важных выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально-ритмических заданий, преследующих дидактические цели, следует так же учить детей выполнять их в характере музыки.

В процессе занятий, дети, двигательно реагируя на музыку, подчеркивают метрические доли. Отмечать их можно хлопками, шагами. Например, на сильную долю сделать хлопок, на слабую – развести руки в стороны; топать одной ногой на сильную долю, или при ходьбе делать акцент одной ногой; бросать мяч на сильную долю. Эти упражнения даются в размере 2/4 и ¾. Предлагая исполнить упражнение «эхо», педагог проигрывает на фортепиано 2-4 такта пьесы или придумывает ритмы сам, а дети повторяют ритмические рисунки, выполняя их хлопками или шагами. Иногда для этой цели можно использовать удары в бубен, барабан или ударные инструменты. Можно предложить детям самим придумывать ритмические рисунки (один ребенок прохлопывает придуманный им ритмический рисунок, другой его повторяет).

Можно подобрать пьесы, в которых ритмический рисунок фраз повторяется (1-2, 3-4, 5-6 и т.д.).

Затем первая фраза проигрывается громко, вторая – тихо.

Дети, прослушав первую фразу, отстукивают пальцем о палец ритм второй фразы или прохлопывают её в ладоши.

При повторении упражнения дети шагают под музыку четных фраз. Затем четные фразы не проигрываются на инструменте, и дети отмечают ритмический рисунок фразы без музыкального сопровождения хлопками или шагами по памяти (Э. Сухонь «Мой Янко», сб. «Первые шаги в музыке», «Интересное приключение», сб. «С песенкой по лесенке»).

Овладение дирижерским жестом помогает ощутить двухдольность и трехдольность музыкального произведения, передать его характер и жанр (марш, вальс, полька, колыбельная и т.д.).

Программные требования.

В данной теме материал примерно распределен по четвертям в соответствии с программой по сольфеджио.

  1. Интуитивное восприятие на слух метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей (I четверть).
  2. Интуитивное освоение соотношений длительностей (долгие, короткие звуки). Прохлопывание, простукивание простейших ритмических рисунков, а также ходьба под музыку: сочетание четвертей, восьмых и половинных длительностей в размерах 2/4, 3/4 (I четверть).
  3. Знакомство с понятием «сильная доля» (I четверть).
  4. Осознанное усвоение длительностей: четверть, восьмая, половинная. Выполнение данных длительностей условными обозначениями (II четверть).[1]
  5. Развитие ритмической памяти (упражнение «эхо»); выполнение шагами ритмического рисунка знакомого музыкального произведения (частично без музыкального сопровождения).

(Работа по выполнению ритмических рисунков проводится на протяжении всего учебного года).

  1. Использование речевых упражнений для соблюдения темпа и выполнения ритмических рисунков (I, II четверти).
  2. Осознанное определение длительностей в речевых упражнениях (II четверть).
  3. Знакомство с размерами 2/4 и 3/4. Определение их на слух на основе ощущения сильных долей (II, III четверти).
  4. Знакомство с заткатовым построением (III четверть).
  5. Подготовка к дирижированию.

(Систематическая работа над упражнениями, способствующими развитию мягкости, пластичности, плавности движений рук, – I, II четверти).

Умение передавать динамические оттенки (p, f) (III и IV четверти).

  1. Дирижирование во время ходьбы: выполняя шагами разные длительности; выполняя шагами простейшие ритмические рисунки, состоявшие из четвертей, восьмых и половинных длительностей в размерах 2/4 и 3/4 (III, IV четверти; для продвинутых групп).
  2. Определение длительностей по дирижерскому жесту (III, IV четверти).

  1. V. СТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Методические рекомендации.

При знакомстве с частями музыкального произведения обращается внимание на характер каждой из них, на контрастность и повторность частей (например, А, Б, А), в которых соответственно повторяются и движения.

При знакомстве с фразами следует подбирать пьесы с простой и ясной фразировкой. Вначале лучше давать фразы, одинаковые по протяженности и ритму (ритмический рисунок общий, а мелодия изменяется). Например: П. Васильев «В классическом роде»; сборник «Первые шаги в музыке» М. Андреевой и Е. Коноровой.

Для начала также целесообразно использовать фразы, оканчивающиеся на половинные длительности, так как в этом случае детям легче ощутить конец одной фразы, сделать остановку и начать новую. На следующем этапе работы предлагаются пьесы, в которых длинные и короткие фразы чередуются.

Для ощущения на слух фразировки можно использовать ряд методических приемов. Например, поочередное прохлопывание детьми в ладоши музыкальных фраз. Или другое упражнение: пальцы сжать в кулаки, в конце первой фразы один палец выпрямляется («выскакивает»), так же и в конце следующей фразы и т.д. Сколько «выскочило» пальцев, столько и фраз в пьесе. Длину фраз можно отображать дугообразным движением рук: подняв правую руку перед левым плечом, описать дугу слева – направо; на следующую фразу дуга описывается справа – налево. Поставив детей в одну шеренгу, предложить каждому по очереди пройти одну фразу «своей дорожкой» (прямо). Длина пройденной дорожки будет зависеть от длины фразы. В данном упражнении наглядно видна протяженность каждой из них.

У детей надо вырабатывать ощущение одновременности начала движения с началом музыки – после выступления или после окончания предыдущей фразы.

Куплетная форма в различных народных и детских песнях закрепляется в хороводах, народных плясках в виде зафиксированных движений. Например: хоровод «Метелица»; см. «Методическое пособие по ритмике для 1 класса музыкальных школ» Г. Франио, И. Лифиц, изд. «Музыка»; «Игры с пением для детских садов», сост. Н. Метлов; «Играем и поем», сост. Н. Метлов и Л. Михайлова.

Вступление в песнях и пьесах вначале воспринимается детьми интуитивно. Постепенно дети приучаются начинать движение на первую сильную долю после вступления. Первую сильную долю можно отмечать хлопком в ладоши или притопом ноги об пол.

Программные требования.

  1. Ознакомление с двухчастными и трехчастными построениями, фразами, куплетной формой (II, III четверти.
  2. На коротких и доступных произведениях ознакомление с понятием «вступление» (построение, предшествующее началу движения). После вступления – самостоятельно, без словесного указания педагога начинать движение, ощущая первую сильную долю.

Примерный объём навыков по движению.

  1. Уметь координировать движения, расслабить мышцы (особенно рук, верхнего плечевого пояса) после напряжения.
  2. Согласовывать движения со строением музыкального произведения (четко начинать и менять движения по частям, фразам, ощущая их окончание).
  3. При ходьбе держать корпус прямо, не опускать головы, не шаркать ногами, соблюдать координацию движений (рук, ног). Освоить виды ходьбы: обычный шаг с «подушечки», с носка, на носках, пружинный шаг, шаг с высоким подъемом ног.
  4. При беге корпус несколько наклонять вперед, движение рук свободно, без напряжения. Освоить виды бега: легкий, пружинный, широкий, с высоким подъемом ног.
  5. Освоить подготовительные упражнения к прыжкам: «пружинки» (после подъема на носки мягкие полуприседания с расслаблением мышц коленного сустава), ходьбу и бег пружинным шагом. Выполнять прыжки на месте, на двух ногах с продвижением вперед, подскоки на месте с ноги на ногу, с продвижением вперед, на кружении.
  6. При любых видах движений и остановках соблюдать правильное положение тела.
  7. Уметь владеть мячом при ударе им об пол, при броске вверх и перебросе друг другу. При броске и ловле мяча не нарушать непрерывности хода игры под музыку (не ронять мяч). Точно выполнять бросок на сильную долю и ловить на последнюю ( в зависимости от размера – 2/4, 3/4) или на сильную долю следующего такта. Уметь придать мячу определенное направление и скорость полета, которая зависит от темпа и размера произведения.
  8. Освоить гимнастические упражнения и упражнения с предметами.

Добиваться полной связи движений с музыкой: ощущение характера музыки, темпа, динамики, строения музыкального произведения.

  1. Освоить построения и перепостроения. Уметь строиться в шеренгу и в колонну по росту, соблюдая интервалы, строить круг из положения стоя в шеренге, держась за руки, из рассыпного положения, строиться в звеньевые колонны для выполнения гимнастических упражнений. При рассыпном построении уметь использовать все имеющееся пространство, соблюдая определенные интервалы, чтобы не мешать друг другу при выполнении движений.
  2. Освоить несколько танцевальных движений: хороводный шаг, приставной шаг с полуприседанием, полуприседание с поочередным выставлением ноги на пятку, топающий шаг на месте, шаг с продвижением вперед и в кружении, притопы, различного рода подскоки. В хороводах идти по кругу, правильно держа голову и корпус, четко делать повороты, сужать и расширять круг, выполнять движения, согласуя их с музыкой, свободно держать друг друга за руки, не напрягая их.
  3. Уметь легко, пластично двигаться, согласуя движения с построением музыкального произведения, т.е. менять движения по фразам, частям, четко и вовремя переходить от одного движения к другому, ощущая конец части, фразы. Уметь в движениях передавать характер музыки (плавная, быстрая, задорная и т.д.), самостоятельно использовать запас плясовых движений в ритмических упражнениях, играх и свободных плясках, разнообразя их.

  1. VI. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РИТМИКЕ.

В основу планирования берутся программные требования.[2]

В перспективном плане определяются учебные задачи и намечается практический материал (музыкальный и двигательный).

Перед составлением перспективного плана на следующую учебную четверть следует проанализировать пройденное, продумать, что необходимо доработать, что закрепить на более сложном музыкальном и двигательном материале. На базе перспективного плана составляется поурочный план.

Примерное построение урока. Маршировка, чаще всего с определенными музыкально-ритмическими заданиями. Марш может перемежаться бегом, прыжками на обеих ногах, подскоками с ноги на ногу, спокойным шагом, ходьбой на носках, перепостроением на гимнастические упражнения. Затем начинается работа над музыкально-ритмическими упражнениями, требующими от детей особенного внимания, сообразительности. Почти на каждом уроке должны даваться музыкально-ритмические игры, с сюжетом и без. Упражнения с предметами, работа над элементами танцевальных движений, разучивание танцев производится обычно к концу урока.

 

ПРИМЕРНЫЕ УРОКИ ПО РИТМИКЕ.

I четверть (сентябрь)

Первый урок.

Музыкальные задачи. Выявление детских возможностей данной группы: умение реагировать словом и движением на характер музыки, динамические оттенки, длительности.

Двигательные задачи. Выявление двигательных возможностей детей.

Урок. Дети входят в зал и свободно группируются около педагога. Педагог здоровается с детьми, называет свое имя, коротко говорит о том, чем они будут заниматься на уроке ритмики, предлагает встать по росту в одну линию (шеренгу). Помогает детям найти свои места. Дети знакомятся со своими соседями в строю (называют своё имя). Игровое упражнение «Найти своё место». Под спокойную музыку русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я» (Хрестоматия, №16) дети «гуляют» в любом направлении, а с окончанием музыки идут на построение.

Слушают марш С. Прокофьева (см. сборник «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей», №1), идут под марш. С помощью педагога строят круг. Прослушивается музыка «Дед и внучки» Е. Бекман-Щербины (Хрестоматия, №38). Проигрываются нечетные фразы – mf, четные – р. Предлагается на громкую музыку хлопать в ладоши, на менее громкую – ударять пальцем о палец. Далее педагог говорит, что звуки бывают короткие и длинные. Дети слушают вальс Ф. Шуберта (Хрестоматия, №36). Дети, вместе с педагогом, а потом самостоятельно отмечают (интуитивно) восьмые вращением кистей рук перед грудью, а четверти – хлопками в ладоши. Дети садятся, слушают «Песенку без слов» П. Чайковского (Хрестоматия, №101). Предлагается подвигаться под эту «спокойную, красивую» музыку. Дети самостоятельно отображают характер музыки в движении. Затем проигрывается плясовая мелодия «Игра» Т. Ломовой (Хрестоматия, №18, первая часть). Решают, что под эту веселую музыку можно поплясать.

После этого педагог предлагает сесть, отдохнуть и послушать тихую, ласковую музыку: «Маша спит» Г. Фрид (Сб. «Первые шаги в музыке», стр. 139). Урок окончен. Дети встают в шеренгу, прощаются с педагогом.

I четверть (сентябрь)

Музыкальные задачи.

Определить количество частей, фраз, характер музыки, динамические оттенки, уметь ощущать сильную долю (интуитивно) в размерах 2/4 и 3/4. Менять движения в соответствии с характером и строением музыкального произведения.

Двигательные задачи.

Ходьба разного вида в зависимости от характера и динамических оттенков пьесы, движения рук как подготовительные упражнения для дирижирования на 2/4, подскоки, работа над плясовыми движениями. Музыкально-ритмическая игра.

Урок. Построение в шеренгу. Прослушивание марша Марченко (сб. «С песенкой по лесенке»). Определение частей в марше. Показ педагогом пружинного шага с носка и прыжков на обеих ногах с продвижением вперед. Выполнение этого задания детьми. Перестроение в круг на последнюю часть марша.

Упражнения для рук. Например, упражнение «потянулись» (сб. «С песенкой по лесенке» Т. Бырченко)

Слушание музыки М. Глинки «Галлопада» (сб. «Ритмика» С. Руднева). Хлопками, а затем ударом правой ноги о пол отмечать акцент во второй части пьесы. Упражнение проводится по описанию, но первые два урока подскоки выполняются не врассыпную, а по кругу (следить за соблюдением интервала). Прослушиваются (по очереди) две –три пьесы с размером 2/4 и 3/4. Хлопками дети отмечают сильные доли и считают: «раз-два» или «раз-два-три» ( в зависимости от размера).

Определить размер и прохлопать ритмический рисунок в пьесе. Определить в ней количество фраз. Каждый ребенок по очереди прохлопывает ритмический рисунок одной фразы. Поставив четырех детей в шеренгу, предложить каждому выполнить шагами ритмический рисунок одной фразы. Например: латышская народная мелодия «Петушок» (сб. «Первые шаги в музыке» М. Андреевой, Е. Коноровой).

Работа над плясовыми движениями. Учить детей разнообразить их, четко меняя движения по фразам или частям. Урок заканчивается игрой «Улица» (Г.Гендель «Пасскалия», сб. «С песенкой по лесенке» Т. Бырченко).

III четверть (март)

Музыкальные задачи.

Научить детей определять вступление в пьесах и песнях, четко переходя от одного движения к другому в начале каждой части. Определять размеры 2/4 и 3/4, дирижировать в этих размерах, определять длительности по дирижерскому жесту. Анализировать фразы (длинные, короткие), определять повторность ритмического рисунка в ряде фраз. Слышать смену характера музыки в одном произведении и реагировать на это движением. В работе с мячом четко начинать броски на сильные доли.

Двигательные задачи.

Четко под музыку выполнять упражнения с флажками. Уметь верно бросать и ловить мяч.

Урок. Прослушать марш (муз. Е. Тиличеевой, сб. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей» Г. Франио). Проанализировать характер каждой части. Дети сами предлагают удобные для каждой части движения. Хлопком отмечается первая сильная доля после вступления. Упражнения с флажками (муз. М. Жербина, пособие «Первые шаги в музыке»).

Дать ряд пьес для определения размера 2/4 и 3/4, дирижировать в этих размерах. Определять длительности по дирижерскому жесту и выполнять ритмический рисунок пьесы шагами. Прослушать пьесу В. Ребикова «Крошка танцует» (пособие «Первые шаги в музыке»). Определить размер, особенности характера музыки.

«Игра в мяч» (муз. Н. Александровой, сб. «С песенкой по лесенке» Т. Бырченко). Игра «Командиры»: определение динамики, умение четко соизмерять свои движения с определенным расстоянием (сб. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей» Г. Франио).

IV четверть (май)

Контрольный урок.

Построение в шеренгу. Приветствие. Вальс И. Козловского (Методическое пособие по ритмике, вып. I. Е. Конорова, №97).

Маршировка с заданием на ощущение динамических оттенков и строения произведения. «Праздничный марш» Л. Каякс (Хрестоматия, №5).

Гимнастические упражнения с флажками под музыку М. Жербина (Сб. «Первые шаги в музыке», стр. 147-149).

Пройти с дирижированием на 2/4 и 3/4 знакомые мелодии.

Ритмическое упражнение на двухчастную форму. Отмечать условными движениями руки длительности I части и пробегать вторую часть с поворотом в другую сторону на её повторение. Экосез Ф. Шуберта (сб. «С песенкой по лесенке», стр. 17).

Ритмические игровые упражнения под музыку «Гавота» Ф. Глоссека, №22 и латышской народной песни, №29 (Методическое пособие по ритмике Г. Франио и И. Лифиц).

Индивидуальный опрос по два-четыре человека.

Определять размеры 2/4 и 3/4.

Выполнять ритмические рисунки хлопками, шагами или условными движениями руки.

Проходить по памяти шагами (частичное исключение музыки) знакомые мелодии или упражнение «Эхо».

Со всей группой.

Упражнение с мячом (на выбор из пройденных упражнений). Исполнение танца и музыкально-ритмическая игра (из хорошо усвоенных детьми).

Рекомендуемая литература.

Раздел «Ритмика».

Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.

Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.

Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.

Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.

Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.

Бондаренко Л. Ритмика и танец. – Киев: Музична Украина, 1976.

Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.

Ветлугина Н.. Дзержинская Л., Комиссарова Л. Музыка в детском саду (подготовительная группа). – М.: Музыка, 1985.

Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.

Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.

Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.

Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.

Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.

Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.

Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979.

Метлов Н. Музыка для утренней гимнастики в детском саду. – М.: Советский композитор, 1979.

Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.: Музыка, 1984.

Соковина Е., Орлова Ф. Наша армия родная. – М.: Музыка, 1978.

Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989.

Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. – М.: Советский композитор, 1991.

Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор, 1991.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РИТМИКЕ

ДЛЯ I, II КЛАССОВ

ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задачей предмета «Ритмика» является активизация музыкального мышления детей через движение. Вся работа по ритмике строится как на коллективных, так и на индивидуальных действиях, которые расширяют возможности воспитательного воздействия, повышают организованность, развивают чувство товарищества, дружелюбие. Вместе с тем, занятия по ритмике должны строиться таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность проявить личностные качества, поскольку акцент лишь на сугубо коллективных действиях сковывает индивидуальность ребенка и не способствует подлинно творческому его развитию.

Особое внимание с самого начала следует уделять воспитанию двигательных навыков: чем лучше ребенок будет владеть своим телом, тем точнее, ярче и свободнее он выразит свои музыкальные ощущения.

В процессе занятий двигательные навыки постепенно совершенствуются, улучшается их качество, движения становятся более свободными, ритмичными, координированными, пластичными, выразительными, у детей вырабатывается активное торможение в связи с остановкой в музыке или при переходе с одного движения на другое (с шага на бег, подскоки и пр.).

Так как занятия по ритмике осуществляются под музыке, необходимо обратить особое внимание на качество ее исполнения. Высокохудожественная музыка воспитывает хороший вкус, расширяет музыкальный кругозор детей. Поэтому следует уделить особое внимание работе педагога с концертмейстером. Если педагог работает без концертмейстера, то музыкальный материал необходимо выучить наизусть, чтобы была возможность наблюдать за учащимися.

Очень важна связь ритмики со смежными музыкальными дисциплинами. Необходимо, чтобы педагоги знали программы этих дисциплин и соблюдали последовательность в прохождении материала.

Работа по ритмике ведется в двух направлениях:

  1. Формирование музыкально-слуховых представлений. Сюда относятся следующие темы: восприятие характера музыки, темпа, динамики, регистровой окраски, метроритма и структуры музыкальных произведений (что не исключает, однако, работы над целостным восприятием музыкального произведения).
  2. Работа над совершенствованием движений. На занятиях используются: упражнения с музыкально-ритмическими и двигательными задачами, гимнастические упражнения, музыкально-ритмические игры, танцевальные элементы, танцы и этюды. В зависимости от задач, поставленных педагогом, подбирается соответствующий музыкальный материал.

Большое место в работе по ритмике занимает развитие детского

творчества. Дети в движении должны уметь передать свое отношение к прослушанному произведению. Использование разнообразных движений, умение согласовать их с характером музыки развивает инициативу и фантазию детей.

Определенное место в творческом развитии детей должно быть отведено этюдам. Это небольшие сюжетные и несюжетные действия, исполняемые группой детей или индивидуально. Они представляют наиболее законченный вид ритмических упражнений, в которых суммируются двигательные навыки. В этюдах дети самостоятельно находят нужные движения (ходьбу, бег, подскоки, кружение и т.д.) и сочетания их. Музыкально-ритмические игры также способствуют развитию творческой активности и музыкальных способностей детей.

Чтобы работа по ритмике велась планомерно, необходимо строго распределить материал во времени. Для удобства материал изложен отдельно по темам, что не должно нарушать принципа концентрического изучения его на уроках.

I КЛАСС

Методические рекомендации.[3]

Занятия в первом классе следует строить по следующему принципу: учитывая возрастные особенности детей, их быструю утомляемость и неустойчивое внимание, педагог должен чередовать различные виды деятельности, активизируя внимание детей и поддерживая их заинтересованность.

Работая над восприятием характера музыки, педагог должен способствовать развитию отзывчивости на музыку, помогая детям через движение проникнуть в образное содержание данного произведения. При знакомстве с новым произведением, уточняется его название, выясняется каким движением лучше его передать. Например, бег мелкими шагами, широким шагом, шагом медленным, кружением и т.д. Работа над темпом не проводится изолированно, она связана с работой над характером и выразительными особенностями данного произведения.

В работе над динамикой следует учесть, что выполнение динамических оттенков в движении зависит от мышечного напряжения и расслабленности. С усилием звучания увеличивается мускульная нагрузка, а также объём движения. Дети должны научиться хорошо владеть своим телом, распределяя нагрузку в соответствии с динамикой.

Работа над передачей в движении характера музыки, темпа, динамики проводится в тесном единстве. На занятиях по ритмике учитываются и другие компоненты музыкального языка: мелодическая линия, ладовая, регистровая окраска и т.д.

Работая над разделом «Метроритм» педагог знакомит детей с длительностями (четверти, восьмые, шестнадцатые, половинные, половинная с точкой). Выполнение ритмического рисунка проводится в виде хлопков под музыку в ладоши, а также шагами или фиксируется условными движениями.[4]

Знакомство с размерами 2/4 и 3/4 осуществляется с помощью прохлопывания в ладоши сильных долей и дирижирования. При определении длительностей по дирижерскому жесту следует обратить внимание детей на то, сколько звуков приходится на каждую долю: одна четверть или две восьмых, а какой звук тянется две или три доли. При знакомстве с затактовым построением дети определяют его на слух и готовят руки для дирижирования в положение, предшествующее началу мелодии. Соответственно надо и заканчивать движением рук вместе с музыкой.[5]

В работе над развитием ритмической памяти даются упражнения «эхо»: повторение хлопками, шагами или проигрывание на детских музыкальных инструментах исполненной педагогом мелодии. Паузи дети отмечают ударами пальца о палец или тихим хлопком.

При исполнении ритмического рисунка шагами на паузу делается остановка. Можно отмечать паузу разведением рук чуть-чуть в сторону, ладонями вверх.

Структура музыкальных произведений должна рассматриваться не формально, а в связи с развитием и изменением характера музыки. Знакомясь с музыкальными фразами, дети узнают, что фразы могут быть одинаковыми по ритму, но разными по мелодии, а также различными по протяженности. В работе можно использовать разнообразные приемы: поочередно прохлопывать в ладоши ритмический рисунок каждой фразы, отмечать легким хлопком начало фразы или в конце фразы сказать «вот»; стоя в шеренге поочередно «проходить» вперед (своей «дорожкой») фразу, анализируя длину каждой из них.

Следует добиваться одновременного начала движения после вступления.

В произведениях, построенных в простой двухчастной форме, обращается внимание на характер каждой из частей и соответственно выполняются разные движения.

В трехчастной репризной форме следует указать на контрастность и повторность частей.

Кульминация в музыке может отмечаться различными движениям, например, подъемом рук, хлопком, поднятием на носки. Понятия о куплете, запеве и припеве раскрываются на примерах народных плясок и хороводов.

Теоретические сведения даются в соответствии с действующей программой по сольфеджио и должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым и двигательным опытом учащихся.

Развитие двигательных навыков

Для успешного выполнения программных требований следует уделить особое внимание развитию двигательных навыков, которые складываются из ряда элементов: основных движений (ходьба, бег, подскоки), гимнастических (общеразвивающих упражнений), упражнений с предметами, различных построений и перестроений, игр, плясок, танцев.[6]

Во всех упражнениях необходимо следить за правильной осанкой, что предусматривает нормальное положение позвочника, слегка отведеные назад плечи, втянутый живот и немного приподнятую голову. При движении необходимо соблюдать правильную координацию рук и ног, следить за равномерным дыханием. При выполнеии гимнастических упражнений следует добиваться осознанного отношения к взаимосвязи движения и музыки, выразительности, пластичности в исполнении. Музыка не должна являться фоном, она органично слита с движением.

Гимнастические движения имеют место почти на всех уроках ритмики.

Наряду с упражнениями для крупных групп мышц рекомендуется включать в гимнастику упражнения для шейных мышц и мышц кистей рук.

Определенное место на уроке отводится изучению элементов танцевальных движений и танцев. Элементы танцевальных движений прорабатываются в специальных упражнениях и в дальнейшем используются в танцах, играх, а также в свободном творчестве детей.

Необходимо также выделить определенное место для национальных народных плясок и танцев, используя соответствующий музыкальный материал.

Игры – любимый вид деятельности детей. Они могут быть сюжетные и рольные. В игре особенно проявляются отношение к музыке, воплощаемому ими образу, формируется характер ребенка, выявляются его творческие возможности, индвивидуальность. Особенно проявляется фантазия ребенка и его инициатива в сюжетных играх. Ритмические игры воспитывают в детях находчивость, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, наблюдательность.

Программные требования.

Характер музыки. Знакомство с музыкой, различной по характеру (бодрой, энергичной, спокойной, веселой, плавной, отрывистой) и жанру (марш, танец, песня).

Отражение в движении различных по характеру музыкальных произведений или их частей. Привлечение внимания детей к отдельным музыкально-выразительным средствам (темп, динамика, регистры, лад).

Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. Вып. I: 1 кл. – М.: Музыка, 1978: №№ 3-5, 13, 14, 28.

Темп. Знакомство с темпами: allegro (быстро), moderato (умеренно, спокойно), andante (не спеша). Умение с прекращением музыки сохранить движение в предложенном темпе. Использование дирижерского жеста как способа, помогающего сохранить заданный темп.

Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике: №№ 6, 7.

Динамика. Выявление динамических оттенков в прослушанной музыке и передача их в движении (в одном произведении или при сопоставлении разных по характеру произведений).

Передача акцентов в движении в виде хлопка, притопа, прыжка.

Умение дирижерским жестом показать сильную долю, изменяя амплитуду движения в соответствии с темпом.

Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике №№ 9, 14, 15.

Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989:№№ 4, 7, 13.

Метроритм. Ощущение и передача в движении равномерной пульсации в размере 2/4 и 3/4. Фиксация сильных долей в этих размерах (например, передача какого-либо предмета по кругу на сильные доли). Определение на слух размеров 2/4 и 3/4. Знакомство с размером 4/4. Ощущение относительно сильной третьей доли.

Знакомство с длительностями: четверти, восьмые, шестнадцатые, половинные, половинные с точкой, целые. Выполнение ритмических рисунков, включающих эти длительности, хлопками, шагами.

Дирижирование в размерах 2/4 и 3/4 (добиваться четкости и выразительности дирижерского жеста).

Выполнение простейших ритмических рисунков шагами с одновременным дирижированием на 2/4 и 3/4 (для продвинутых групп).

Знакомство с паузами (четвертной и восьмой).

Выполнение ритмического рисунка прослушанной музыки (фразы, предложения) по памяти хлопками или шагами.

Определение на слух затактовых построений, правильная подготовка рук для дирижирования из-за такта.

Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике: №№ 27, 28, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 39, 40.

Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: №№ 26, 28.

Работа над упражнениями, освобождающими руки от напряжения.

Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: №№ 19-21, 33.

Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике: №№ 15, 18, 43.

Музыкальная форма. Определение на слух в небольших двухчастных и трехчастных репризных произведениях логического членения на фразы, части; понятие о вступлении, куплете, запеве и припеве (преимущественно в танцах и хороводах).

Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике: №№19, 21, 22, 23, 24, 25, 26.

Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: №№19, 34, 35 , 36.

Теоретические сведения.

Понятия: сильные и слабые доли; длительности – половинные, четвертные, восьмые, ноты, целые, шестандцатые, половинные с точкой; размеры – 2/4, 3/4, 4/4; ритмический рисунок; затакт, пауза; фраза; часть; вступление; куплет; запев; припев; темп; регистр.

Развитие двигательных навыков. Следить за осанкой детей (держаться прямо, стройно, легко и свободно ходить, бегать, эластично отскакивать и приземляться при прыжках и пружинить при подскоках, правильно выполнять гимнастические упражнения и упражнения с предметами).

Вырабатывать правильную координацию рук и ног в любых движениях.

Развивать торможение, сохраняя при этом правильное положение тела.

Уметь строиться в колонну по росту, в звеньевые колонны, в шеренгу, в круг, в несколько кружков, сужать и расширять круг, соблюдая равнение, при «рассыпном» построении уметь занять все свободное пространство помещения. При любых построениях и перепостроениях соблюдать интервалы и равнение.

Освоить гимнастические комплексы упражнений.

Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике: №№ 42-53, 54-58.

Освоить простейшие танцевальные движения и уметь их разнообразить в свободных плясках и играх, учитывая строение музыкального произведения.

Научиться выполнять примерные плясовые движения: шаги – хороводный, переменный, прижыки на месте и с продвижением вперед, подскоки, легкий бег, полуприседания с поочередным выставлением ноги на каблук, топающий шаг на месте, с продвижениями вперед, назад и в сторону, с кружением, припадания в сторону и кружение на припадании, боковой галоп с притопм (полученные танцевальные навыки в дальнейшем используются в зафиксированных танцах и играх).

В игре передавать характер музыки и ее выразительные особенности, соблюдать правила игры.

Добиваться качества выполнения движения во всех упражнениях, танцах и играх.

Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике: №№54-58, 59-68, 69-77.

Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: №№ 9, 18, 21, 23 , 34, 35, 36, 44, 45, 46, 48.

I КЛАСС

Методические рекомендации.

Начиная занятия во втором классе, следует в целях сохранения преемственности первые уроки посвятить проверке усвоенных знаний и навыков, приобретенных детьми в первом классе. Кроме того, некоторые упражнения, этюды, ритмические игры, танцы, которые особенно полюбились на уроках в первом классе, рекомендуется повторить. Это повысит интерес к занятиям.

Учитывая опыт, полученный детьми в первом классе, во втором классе детям дается больше самостоятельности в анализе характера музыкальных произведений, а также предъявляется больше требований в отношении качества, законченности и выразительности движений.

В работе над динамическими контрастами даются более короткие фразы и мотивы, например, выполняемые энергичными подскоками (на ff), ударами в ладоши (на sf) и проч.

Штрихи legato и staccato осуществляются разными приемами: например, плавным пластичным движением рук, передацей мяча, движением с лентами на legato, а также различными видами прыжков, резкими, резкими короткими движениями и отрывистым бегом на носках на staccato.

При знакомстве с ритмической группой из четерых шестнадцатых в начале дается определение её на слух. Выясняется, на какой доле такта она находится. При показе этой ритмической группы условными движениями она изображается вращением кистей чуть поднятых рук, а также – выполняется легким бегом или хлопками. При знакомстве с группой «четверть с точкой и восьмая» рекомендуется прохлопывание ритмического рисунка с включением этой группы в выполнение её шагами вначале без дирижирования. Следует сначала использовать примеры, где эта группа приходится на сильную долю такта. При выполнении данного ритмического рисунка шагами с дирижированием (вначале в размере на две четверти) внимание детей обращается на удлинение первой доли за счет точки, – таким образом, второй шаг на восьмую не совпадает с дирижерским жестом. Примеры на выполнение этой ритмической группы даются в сопоставлении с движением четвертями или восьмыми.

Ритмическая группа «восьмая с точкой и шестнадцатая» выполняется интуитивно, в виде прохлопывания или перескока. Также интуитивно исполняются группы «восьмая и две шестнадцатых» и «две шестнадцатых и восьмая» легкими шагами на насках, в виде перебежки.

При изучении размера 4/; дети знакомятся с понятием «сложный размер». Они должны услышать третью, относительно сильную долю такта. Можно отметить её ударом пальца о палец, а сильную долю – хлопком. Дается прием дирижирования на четыре четверти. Следует подобрать пьесы с ярко выраженным по характеру четырехдольным размером в медленном темпе.

Рекомендуются также простейшие двухголосные ритмические партитуры с исполнением их двумя группами. Можно предложить одной группе прохлопывать свою партию, а другой – пройти шагами, проработав их предварительно отдельно или дать выполнить двухголосие разными инструментами детского оркестра. Можно поставить детей в два концентрических круга, где каждый круг исполняет свою партию шагами, идя «противоходом».

В работе над фразировкой предлагается ряд более сложных музыкально-ритмических задач, вводится дирижирование по фразам. Трехчастная репризная форма закрепляется в движениях, построениях и перестроениях. При возвращении музыки первой части обычно повторяется указанное для первой части движение.

При прослушивании музыкального отрывка в форме периода обращается внимание детей на незаконченное первое и завершенное второе предложение или двух предложений в форме вопроса и ответа. Можно выполнять их различными движениями или разными группами детей, можно дирижировать по очереди каждое предложение.

В творческих заданиях необходимо выявить эмоциональный настрой и характер произведения, а также национальные особенности данной музыки. Дети придумывают различные упражнения и танцы в разных жанрах соответственно музыке, выполняют свободные двигательные импровизации, а также перевоплощаются в различные персонажи в сюжетных играх. При выполнении определенной роли они создают зафиксированные движения, которые потом могут быть включены в постановки.

Выработка двигательных навыков во втором классе является продолжением работы, проделанной в первом классе, на более качественном уровне и на более сложном материале.

В связи с сокращением во втором классе количества сюжетных игр рекомендуется вводить больше игровых и творческих заданий на придумывание упражнений и танцев. Выполняются более сложные упражнения с мячами, лентами, флажками и другими предметами.

Во втором классе разучиваются более сложные элементы танцевальных движений и танцы.

Программные требования.

Программные требования по ритмике во втором классе остаются, в основном, те же, что и в первом классе, но осуществляются они на более сложном музыкальном материале; в основном расширяются программные требования по теме «Метроритм».

Характер музыки. Анализ несложных произведений на слух. Передача в движении характера музыкальных проивзедений.

Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: №№ 39, 40.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. I: №№55, 56.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике. – М.: Музыка, 1996: №№ 10, 23.

Темп. Движение в различных темпах.

Умение удерживать заданный темп после прекращения звучания музыки, соблюдение четкости движения при ускорении и замедлении в музыке.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. – М.: Музыка, 1996: №№1, 4, 5, 7, 8, 13, 6.

Динамика. Выполнение различных динамических оттенков, акцентов.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. – М.: Музыка, 1996: №№ 9, 15, 24, 25, 46.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. I: №№ 65, 79, 80, 81, 82.

Различать характер движения соответственно штрихам музыки (legato, staccato).

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. I: №№ 50, 52, 73, 81.

Метроритм. Выполнение ритмических рисунков с включением группы из четырех шестнадцатых в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл. – М.: Музыка, 1996: №№ 24, 25, 26, 29, 63.

Выполнение ритмических рисунков с пунктирной группой четверть с точкой и восьмая в пройденных размерах.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл.: №№17-22.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. I: №№74-77.

Интуитивное выполнение в движении ритмических групп: восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл.: №№7, 31, 34, 45, 45, 20, 63.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. I: №№13, 60.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. 2: №№ 8-11.

Закрепление размера 4/4 на слух как сложного размера.

Дирижирование на 4/4.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2 кл.: №№ 16, 40, 57.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1: №76.

Определение долей и длительностей в затакте. Правильное дирижирование затактовых построений.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике 2 кл.: №№ 42, 48, 50, 10, 14, 24, 45.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1: №№ 38, 59, 80.

Определение при помощи дирижерского жеста длительностей в ритмическом рисунке незнакомого музыкального примера.

Выполнение двухголосной ритмической партитуры и несложного ритмического канона двумя группами детей.

Музыкальная форма. Анализ примеров, построенных в форме периода. Членение его на фразы и предложения и подчеркивание цезур соответствующими движениями. В хорошо подготовленных группах – ознакомление с формой рондо.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2кл.: №№ 44, 47, 101.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1: №№ 51, 58-60, 65, 66, 83.

Выполнение упражнений в трехчастной репризной форме.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1: №№ 24, 42, 65, 70, 82.

Работа над развитием творческих навыков. Двигательная импровизация под музыку и сочинение танцевальных и других движений под музыку разных жанров. Выявление национальных особенностей в танцевальном творчестве разных народов.

Теоретические сведения.

Знать названия темпов: allegro – быстро, moderato – умеренно, andante – не спеша, шагом; и их изменений: accelerando – ускоряя, ritenuto – замедляя.

Знать обозначения ритмических оттенков: piano – тихо, forte – громко, fortissimo – очень громко, crescendo – усиливая, diminuendo – ослабляя.

Названия штрихов legato – связно, staccato – отрывисто.

Понятия.

Пунктирный ритм, ритмическая группа, простой и сложный размеры, фраза, предложение, канон.

Развитие двигательных навыков.

Выполнение комплексов гимнастических упражнений.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1: №№ 85-92.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2кл.: №№ 52-58, 59-64.

Выполнение различных игровых упражнений и упражнений с предметами.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1: №№ 58, 71, 80, 81.

Усвоение простых танцевальных движений, танцев. Например, русский народный танце «Травушка-муравушка».

Конорова Е. Вып. 1. Латышский танец «Колесико».

Конорова Е. Вып. 1. , № 103. Грузинская народная песня «Светлячок».

Характер движения в старинных танцах. Гавот.

Конорова Е. Вып. 1. №78.

Конорова Е. Вып. 2. №95.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2кл.: №№ 78, 85, 87, 89, 91.

Кроме указанных танцевальных движений и танцев во втором классе даются «па» польки и вальса.

Детям предлагается сочинить танец на музыку современных композиторов, где гимнастические движения сочетаются с танцевальными. Например, на музыку Д. Шостаковича из сборника «Семь пьес для фортепиано» №7, «Танец».

Обязательная литература.

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1, 2. – М.: Музыка, 1978.

Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике: 1 кл. – М.: Музыка, 1995.

Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2кл. – М.: Музыка, 1996.

Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1990.

Яновская В. Ритмика . – М.: Музыка, 1979.

Дополнительная литература.

Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.

Шукшина З. Ритмика. – М.: Музыка, 1979.



[1] Восьмые отмечать хлопками в ладоши, четверти – подняв правую руку от локтя делать короткие движения ребром ладони сверху-вниз вертикально, половинные – обе руки положить на пояс.

[2] На каждую учебную четверть составляется перспективный план.

[3] Данные методические указания и программные требования являются продолжением соответствующих материалов для подготовительных групп. Однако, разнообразие видов и методов работы допускает повторение ряда программных требований для подготовительных групп, так как строится как на новом, более сложном музыкальном материале, способствуя продвижению в развитии детей.

[4] Предлагаемые условные обозначения длительностей:

четверть – движение вертикально ребром руки на каждую четверть сверху-вниз;

восьмые – хлопки в ладоши на каждую восьмую;

половинные – руки кладутся на пояс;

целые – руки закладываются за спину;

шестнадцатые – вращение кистями рук перед грудью.

[5] В хорошо подготовленных группах можно знакомить детей с размером 4/4, а следовательно и с целой нотой.

[6] При выполнении ходьбы под марш движения следует начинать с левой ноги (как на физкультуре). Ритмические упражнения и танцы с правой ноги. В выполнении ритмических рисунков при остановке нога не приставляется.

Комментарии ВКонтакте
Комментарии Facebook
Наши спонсоры

Задать вопрос